Новой школе - новый учительМолодежный центр инноваций в образовании

Программа длительных стажировок в проекте "Учитель будущего"

В рамках реализации проекта "Учитель будущего" трое студентов ВГПУ отправились работать в малокомплектную школу учителями. О мотивации, надежде о возрождении сельской школы и бытовых трудностях пишет "Молодой коммунар":

Теперь каждое утро троих студентов Воронежского государственного педагогического университета начинается с печки. Это сейчас они уже знают, куда закладывать уголь и дрова и как правильно их разжигать, а еще недавно эти простые и понятные любому сельскому жителю действия казались им сложной наукой.

Учителя проекта Учитель будущего- В первый день мы три раза пытались ее разжечь, — вспоминает далекий от деревенской жизни Никита Скляревский. — Нам пришлось звать на помощь нашего соседа, кочегара местного клуба. А сейчас уже все получается. Просыпаюсь рано утром за час до звонка будильника, набираю два ведра угля, подкидываю дровишки, и все в порядке.

Через час в уже прогревшемся доме просыпаются девчонки. Все завтракают, собирают тетради и учебники и по раскисшей деревенской дороге спешат в школу к началу занятий. От дома, который арендовала для ребят администрация вуза, до школы всего пять минут ходьбы.

Это первый пробный эксперимент проекта, задуманного в ВГПУ, чтобы обеспечить учителями сельские школы, испытывающие кадровый голод. Для этого в село было решено отправлять студентов старших курсов.

- Четверокурсники вполне могут работать в школах на полную ставку. Все необходимые для этого знания у них уже есть, — поясняет ректор ВГПУ Александр Потапов. — Раньше сельская практика в педагогическом вузе была обязательной, а сейчас в село не едут. Когда мы кинули клич, то даже удивились, как много оказалось желающих поработать в деревенской школе.

Площадкой для эксперимента стала основная школа села Вязовка Таловского района, где учатся всего 39 человек. Для участия в пробном выезде выбирали самых лучших и активных. Счастливчиками оказались студент гуманитарного факультета Никита Скляревский и две воспитанницы физмата Алина Фирсова и Адель Аипова.

- Нам предложили попробовать себя в роли сельских учителей на любой срок, на который сами захотим, — вспоминает Алина. — Мы думали недолго, и уже буквально на следующий день по телефону нам сообщают: «Завтра утром выезжаем на место, посмотрим, что там и как».

Срок добровольной «ссылки» — месяц. Правда, девчонки подумывают вернуться сюда еще и на весеннюю практику. Никита долгосрочных планов пока не строит.

- В биографии многих великих людей есть строчка об опыте работы сельским учителем. Теперь и у меня такая есть, — смеется он.

Первая встреча с селом для ребят, выросших в городе, началась с приключений. Они умудрились заблудиться и сделать лишний крюк в 60 километров по плохой петляющей дороге.

- Машину постоянно заносило, и было страшновато, — признается Алина. — Но когда нас встретили в школе, мы сразу вздохнули с облегчением. Все было неофициально, по-домашнему. А уж когда накормили в школьной столовой вкуснейшим обедом из местных продуктов, мы приняли окончательное решение, — улыбается она.

Правда, потом выяснилось, что сюрпризов гораздо больше: вода, которую нужно нагреть, чтобы умыться, удобства на улице, печка, которую нужно топить несколько раз в день. Но и с этим быстро удалось свыкнуться, когда начались учительские будни.

Адель и Алина поделили между собой уроки математики и информатики, Никите, несмотря на будущий диплом историка, досталась роль преподавателя музыки, так как ставка учителя истории в школе уже занята. Никита поет, играет на гитаре и вообще человек очень разносторонний, поэтому сразу нашел свое место в творческом коллективе педагогов и учеников.

- Здесь собираются по вечерам после уроков и поют песни, — удивляется он. — Ни в одной городской школе такого не увидишь. Таких чистых и искренних людей я еще не встречал.

Именно эта теплота и душевность подкупили ребят и заставили здесь остаться. К тому же им уже есть с чем сравнивать.

- Городская и сельская школа — это небо и земля, — уверяет Никита. — В городе класс человек 30 и дети неугомонные, и коллектив не такой дружный. Например, вчера у меня был урок в 8 классе, где учатся всего два человека. За 40 минут с ними успеваешь и позаниматься, и просто пообщаться. Они смотрят на тебя широко открытыми глазами и внимательно слушают все, что ты им говоришь.

Сейчас в Вязовской школе вместе с директором 10 педагогов, хотя еще 10 лет назад их было 16. Директор школы Сергей Славгородский очень надеется, что и эти студенты вскоре пополнят их ряды.

—?У нас в школе нет местных учителей, все приезжие. Когда 25 лет назад я сам сюда приехал, со мной было еще пять молодых педагогов. Четверо в итоге остались. Надеемся, что хоть кто-то из этих ребят останется у нас. Девочки выйдут здесь замуж, обзаведутся семьями, — мечтает Сергей Иванович.

Но даже если эти студенты по каким-то причинам решат уехать, в ректорате ВГПУ обещают, что их места пустовать не будут, и на замену приедут новые энтузиасты. Конечно, все понимают, что для учеников частая смена преподавателей нежелательна, но хотя бы одну учебную четверть, как раз равную продолжительности одной педагогической практики, ребята отработают.

- Пока запал у нас очень большой, — говорит Алина. — Очень хочется внести что-то свое, оставить добрый след и теплые воспоминания о себе. И даже деревенский быт не отпугивает.

Правда, обещаний остаться в Вязовке на всю жизнь ребята пока не дают, только осторожно пытаются примерить эту жизнь на себя.

Ни ректорат ВГПУ, ни администрация Вязовской школы пока сами не знают, во что выльется этот эксперимент. Но обе стороны уверены, что пользу сельским школам он принесет. После того, как будут подведены первые итоги этого необычного проекта, университет планирует расширить географию и отправить молодой учительский десант в другие районы Воронежской области.

Светлана Емельянова, Андрей Архипов (фото)

Источник

Дата: 04.06.2013 12:15    Автор: editor    Просмотров: 2954

Наши проекты:

Научный журнал Известия ВГПУ

Научный журнал Культуру физическая и здоровье